ОН ПРОСТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ – «ПРИВЕТ!»
Перевод знаменитой статьи
HE JUST WANTS TO SAY "HI!
By Suzanne Clothier
Сидя на скамейке в парке около своего мужа, я спокойно отдыхала, когда к нам подошел незнакомый мужчина. Я внимательно посмотрела на него, поскольку он уселся рядом со мной. Он сел настолько близко от меня, что я почувствовала дискомфорт, поэтому отодвинулась от него поближе к своему мужу, который был поглощен чтением книги. Все еще чувствуя себя немного неловко из-за странного мужчины, я отвела взгляд от него. К своему ужасу внезапно мужчина прижался ко мне и начал облизывать мне шею, грубо лапая меня.
Я закричала и отолкнула его. Далее произошло нечто совсем для меня неожиданное: мой муж сердито толкнул меня и начал орать: «Что ты делаешь!? Он просто хотел сказать – «привет»! Ты хамка! Не умеешь вести себя прилично!».
Люди вокруг смотрели нас и печально качали головами. Я услышала, как некоторые говорили, что мой муж должен что-то делать со мной. Некоторые даже сказали, что такую агрессивную женщину нельзя пускать в общественные места. Когда мой муж повел меня к машине, я заметила, что тот странный мужчина, который лапал меня, прошел немного далее по аллее и проделывал то же самое с другой женщиной.
Нелогичный сценарий, не так ли? Ествественно, что будь я со своим мужем в парке - такого в реальности никогда бы не произошло. Иными словами, говоря более серьезно, ни один человек не счел бы мою реакцию на такое поведение постороннего мужчины ненормальной или агрессивной. Вторгнувшись в мое личное пространство, этот человек вышел за рамки цивилизованного поведения и мой ответ был бы вполне адекватным.
То, что муж начал на меня орать, оправдывая действия нарушителя, является самым неестественным моментом этого инцидента. К счастью, для меня, этот сценарий абсолютно выдуман.
К сожалению, для многих собак такой сценарий является реальностью. Многие владельцы в таких ситуациях наказывают своих собак «за агрессивность» (т.е. собак, в чьи личные пространства вторглись), руководствуясь классическим заблуждением, что другой пес: «Он просто хотел сказать – «привет»!».
Один мой друг передал спасенного им грейхаунда новой владелице, как предполагалось - очень опытному специалисту, который читает лекции по всему миру на темы ухода и воспитания домашних животных. Таким образом, мой друг был уверен, что собака будет жить в хороших условиях. Не прошло и недели, как мой друг вдруг получил истеричный звонок от этого «специалиста», которая угрожала усыпить грейхаунда, потому что он агрессивен. Поскольку я была недалеко, то мой друг попросил, чтобы я посмотрела, что произошло, объясняя, что эта собака всегда была невероятно вежлива с другими собаками и животными.
Когда я спросила у новой хозяйки, что случилось, то в ответ услышала печально знакомую классическую историю: «Ну, он просто монстр! Он лежал на своем месте и к нему подошли два моих голден-ретривера, чтобы сказать ему «привет», а он напал на них. Это ужасно!».
Вообще-то говоря, собаки, которые живут вместе, не ходят к друг другу по нескольку раз на день, чтобы сказать «привет», во всяком случае не чаще, чем когда вы, входя утром в комнату, говорите своим членам семьи - «привет!». Далее опрос показал, что позы голден-ретриверов, подошедших сказать - «привет», были напряженными, с настороженно сдвинутыми ушими, с задранными и неподвижными хвостами – откровенно конфронтационная поза, а не дружеская. Сначала грейхаунд отворачивал голову в сторону, но когда ретриверы начали настойчиво обнюхивать его, он начал рычать. Поскольку ретриверы упорно продолжали лезть к грейхаунду, то тот наконец не выдержал и набросился на них. После истеричного описания владелицей этой «стычки», я спросила сколько ран от укусов грейхаунда получили ретриверы. Оказалось - ни одного.
В ходе дальнейшего разговора истина стала вполне очевидной: два голден-ретривера были нахалами, которые настойчиво лезли ко всем без разбору собакам. Женщина чистосердечно призналась, что не слишком старалась с обучением своих ретриверов и, что у нее есть проблемы с их контролем в присутствии других собак, но «они такие сладкие, что никогда не могут быть агрессивными!», - сказала она мне.
Грейхаунда же она считала жестоким, агрессивным и опасным животным, которому решила заткнуть пасть насегда. Я сначала некоторое время думала о том, чтобы попытаться просветить эту женщину насчет поведения собак, но потом решила, что самым лучшим выходом из этой ситуации для этой собаки было бы забрать ее, чтобы спасти от смерти. Так я и сделала, забрала его к себе домой, где он жил со мной в течение почти двух лет пока я не передала его своему другу, который обожает его. А что касается его «агрессивности», то за два года его жизни у меня, я никогда не видела и намека на это.
Есть множество печальных аспектов, связанных с непониманием поведения собак, но одним из самых распространенных является ситуация, когда собака действует вполне естественно, но тем не менее за это наказывается («воспитывается») людьми, которые совершенно не понимают, что такое собачье поведение является нормальным. К сожалению, нормальное поведение зачастую трактуется, как «проблемное», а собака соответственно превращается в «агрессивную». Вследствие незнания и неопытности тренера или инструктора, собака может быть просто введена в состояние прострации или озлобленности, при неграмотных попытках «скорректировать ее поведение», особенно при применении строгих наказаний согласно некоторых чудовищных и бессмысленных методик.
В случае грейхаунда, невежество человека в вопросах поведения собак чуть не стоило ему жизни. Если бы я вовремя не вмешалась, то ее чрезвычайно неинформированная хозяйка усыпила бы его, думая, что он агрессивный. В большинстве случаев, настоящей причиной агрессивной ответной реакции собак на хамское поведение других собак являются владельцы, которые по незнанию позволяют своим собакам быть агрессивно-навязчивыми, даже не понимая или замечая этого.
Следующая история была рассказана мне по электронной почте одной владелецей собаки (излагаю с ее разрешения). Это яркий пример владельца, который очень старался сделать все возможное для своей собаки, и инструкторов, которые не знают, что делать, когда дело требует глубокого уровня знаний норм собачьего поведения. (Обратите внимание на фразы, которые я выделила черным.)
Уважаемая Сьюзанн, Вы меня не знаете, но L. - моя подруга, предложила, чтобы я написал Вам относительно агрессивного поведения моей собаки. У меня есть стерилизованная сука голден-ретривера - Скрим, которой 3 года. Скрим имеет хорошее происхождение (линия шоу-чемпиона) и «почти» типичный темперамент ретривера: нежный, добрый, открытый, любящий ВСЕХ людей. Недавно, Скрим стала собакой-терапевтом в Обществе «Дельта». Но все же у Скрим есть одна проблема: она ненавидит молодых гиперактивных собак. Если собака начинает прыгать на Скрим, то она становится агрессивной - рычит, скалит зубы, и если собака не отстает от нее, то «набрасывается» на нее. Каждый раз, когда это происходит, я сразу же немедленно наказываю Скрим (точнее - «корректирую»: заставляю остановиться, держу за морду и говорю очень серьезным голосом «НЕЛЬЗЯ!», и т.д.). Но Скрим все равно очень не нравится, когда молодые собаки лезут к ней и начинает огрызаться на них.
Скрим агрессивна только по отношению к молодым гиперактивным собакам. Но у нее есть свои друзья-собаки, с которыми она играет почти ежедневно. Они борются, шутливо кусаются и бегают вокруг вместе. Некоторые из собак, с которыми она играет, старше Скрим по возрасту, другие – одногодки, есть и моложе, самой молодой собаке примерно 9 месяцев. Она играет с обоими полами, но мне кажется, что больше предпочитает кобелей. (Скрим удалили яичники в 10 месяцев.)
Скрим имеет хорошее здоровье. Я ее кормлю только свежим сырым кормом. Ей ежегодно делаются все необходимые прививки, полный анализ крови, проверка щитовидной железы – все в порядке. Ее глаза здоровы. У нее есть небольшое нарушение в развитии, но оно не опасно для здоровья и не тревожит ее. Она очень хорошо социализирована. С щенячьего возраста я вожу ее повсюду, где можно: в торговые центры, в парки, иногда - в университетский городок. Скрим прошла множество тренингов по послушанию, начиная с детского сада для щенков, когда ей было всего 4 месяца.
Несколько месяцев назад я повела Скрим на очередной тренинг по послушанию, потому что хотела исправить ее агрессивное поведение по отношению к молодым собакам. Я давала ей лакомство, когда она не проявляла агрессии к молодым собакам. Все шло хорошо, пока две недели назад, молодой мастиф вдруг не убежал от своего хозяина и подбежал к Скрим (он выглядел возбужденно, но не агрессивно), она зарычала на него. Затем в прошлые выходные, когда молодой черный лаборадор подошел Скрим, она опять зарычала. С этого времени на тренингах Скрим старалась даже не смотреть на собак, отворачиваясь от них. Тренер сказал мне, что он не знает, что происходит с собакой.
Скрим обычно такая милая собака, очень послушная, хорошо ладит с людьми. Скрим также очень хорошо относится и к детям, она очень терпелива с ними - они могут хватать ее за уши, крепко обнимать, дергать за хвост. Скрим очень хорошо относится к собакам, которые спокойны, даже дружелюбна к ним, помахивая хвостом. Она даже может попытаться предложить им игру.